Вторник, 07.05.2024, 23:57

Форум преданных пользователей UBUNTU

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: kostopolos  
Форум ubuntu linux » "Я композитор!" - музкальный раздел » Основы написания и аранжировки » Музыкальная теория (Создал отдельную темку по теории музыки здесь и про гармонию)
Музыкальная теория
ZooBeeNДата: Среда, 19.05.2010, 10:24 | Сообщение # 1
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
Краткое пособие по теории музыки для начинающих
===============================================
Автор: Евгений Музыченко (Eugene Muzychenko)
eu-gene@muzychenko.net
Copyright © 1997-05, Eugene V. Muzychenko. All rights reserved.

Все права в отношении данного текста принадлежат автору. При
воспроизведении текста или его части сохранение Copyright обязательно.
Коммерческое использование допускается только с письменного разрешения
автора.

ЗАМЕЧАНИЕ: Автор не является музыкантом и не имеет музыкального
образования; данный текст написан в основном по материалам
классической теории музыки с небольшими дополнениями из области
джазовой гармонии.

Звук и музыкальная акустика
---------------------------

Все звуки можно разделить на периодические и непериодические.
Периодические (тональные) звуки образованы периодическими колебаниями
различных частот и характеризуются определенной музыкальной высотой;
непериодические (шумовые) звуки образованы хаотическим сочетанием
колебаний и не имеют четко определенной музыкальной высоты.

В музыке колебание с основной частотой в тональном звуке называется
его основным тоном, а колебания более высоких частот, кратных частоте
основного тона - обертонами. В акустике основной тон называется первой
гармоникой, первый обертон соответствует второй гармонике, и т.п.
Основной тон определяет высоту звука, а соотношение обертонов - его
окраску (тембр).

Строго говоря, номер обертона не всегда на единицу меньше номера
гармоники. В звуках естественного происхождения всегда в той или иной
мере присутствует каждая гармоника основного тона, однако для
искусственно созданных звуков это не так - например, прямоугольное
колебание (меандр) содержит только нечетные гармоники, и первым
обертоном для него будет третья гармоника основного тона, а вторым -
пятая.

Одновременное звучание двух тональных звуков называют интервалом. При
этом возникают суммарные и разностные колебания, которые в
совокупности с основными звуками могут восприниматься на слух, как
благозвучные, слитные (консонансные), либо как неблагозвучные
(диссонансные). Степень слитности двух тональных звуков определяется
соотношением частот их гармоник: чем больше гармоник совпадает - тем
более слитным кажется звучание. При одновременном звучании двух
тональных звуков близкой высоты возникают биения, воспринимаемые на
слух, как "плавание" высоты и периодическое появление и исчезновение
частотных составляющих.

Интервал, включающий два звука одинаковой частоты, называется унисоном
и звучит наиболее слитно, поскольку совпадают все гармоники звуков
интервала. Интервал с соотношением частот два к одному - октава -
звучит чуть менее слитно (совпадает только половина гармоник).
Наконец, в интервале с соотношением три к двум - квинте - совпадает
только треть гармоник.

Музыкальные звуки и лады
------------------------

В музыке используются тональные звуки с частотами примерно от 16 Гц до
4.5 кГц. Благодаря тому, что звуки, отличающиеся по частоте в 2, 4, 8
и т.п., подобны друг другу, основные музыкальные звуки образуются от
деления октавного интервала на различное число более мелких
интервалов. Исторически деление октавы производилось натуральным
способом: для основного тона находились звуки, создающие унисон с его
последовательными обертонами, иначе говоря - с частотой, кратной
частоте основного тона, которые затем сводились в одну октаву путем
понижения высоты. Например, унисон с первым обертоном дает звук
октавного интервала, со вторым - квинтового, и так далее. Полученный
звукоряд стал называться натуральным.

Натуральный способ деления октавы дает бесконечное количество звуков,
на которых невозможно построить музыкальную систему. Поэтому из всего
многообразия полученных звуков выбирается несколько основных, наиболее
отвечающих слуховому восприятию. Этот ограниченный набор звуков, из
которых слагается музыка, получил название лада. Каждый лад состоит из
определенного количества звуков внутри октавы, с определенным
соотношением между ними.

Наиболее древнее семейство ладов - диатонические - образуются при
помощи квинтового интервала: от основного тона отсчитывается квинта,
от получившегося тона - еще квинта, и так шесть раз; образовавшиеся
звуки затем сводятся в одну октаву путем понижения высоты. Этот метод
деления октавы был предложен еще Пифагором. Семь полученных звуков -
нот, или ступеней - составляют основу европейской музыкальной системы,
носят названия До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си и образуют так называемый
квинтовый круг. В буквенной системе они обозначаются латинскими
буквами от A до G:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си
C D E F G A B

В музыкальных системах ряда стран, в том числе в России. буквой B
обозначается нота Си-бемоль, а сама нота Си - буквой H.

Всего диатонических ладов семь - по одному на каждый звук, выбираемый
в качестве основного:

С - ионийский
D - дорийский
E - фригийский
F - лидийский
G - миксолидийский
A - эолийский
B - локрийский

Ступени лада, начиная с основного звука, обозначаются римскими цифрами
от I до VII. Совокупность диатонических ладов называется диатонической
системой, или диатоникой.

Если продолжить процесс квинтового деления, то образуются звуки,
промежуточные по отношению к основным - их называют производными,
альтерированными (измененными), или хроматизмами. После образования
пяти промежуточных звуков круг практически замыкается, поэтому полная
европейская музыкальная система сформировалась из двенадцати звуков -
семи основных тонов, "расцвеченных" пятью альтерированными полутонами,
которые находятся между каждой парой основных, кроме Ми-Фа и Си-До. В
совокупности с основными звуками они образуют двенадцатиступенный
звукоряд.

Альтерированные звуки обозначаются по имени основных: понижение
основного звука - бемоль (b), повышение - диез (#). В буквенном
обозначении при повышении ноты к ее символу добавляется суффикс is, а
при понижении - суффикс es (для согласных) или s (для гласных): Ais -
A#, Es - Eb, Ces - Cb. Лады, использующие эти звуки, также называются
альтерированными, и происходят от диатонических ладов, в которых
некоторые ступени повышены или понижены. Хотя обозначения вроде C# и
Db ссылаются на один и тот же звук, выбор основного звука перед знаком
# или b определяется структурой лада.

В музыкальных системах, отличных от европейской, используются другие
принципы деления октавы - например, а ряде азиатских систем октава
делится на 17 и 22 звука, а пентатоника использует только пять звуков
из семи имеющихся в диатонических ладах. Из-за этих принципиальных
различий в общем случае невозможно исполнить музыку одной системы на
инструментах другой.

Хроматический звукоряд
----------------------

Натуральный 12-ступенный звукоряд, хотя и образуется естественным
способом, имеет серьезный недостаток - не совсем равномерное
заполнение октавы и неодинаковые высотные соотношения между соседними
ступенями, что создает проблемы при транспонировании - повышении или
понижении всего музыкального произведения или его части на одинаковое
число ступеней вверх или вниз. Поэтому И.-С. Бахом вместе с А.
Веркмейстером был введен так называемый равномерно темперированный
музыкальный звукоряд, в котором октава делится на 12 частей с
одинаковым высотным соотношением между ними. Именно этот звукоряд и
отражают клавиатуры органа, фортепиано или аккордеона. Октавы,
расположенные вправо от центральной клавиши До, обозначаются номерами:
первая, вторая, третья, четвертая, пятая, а влево - названиями: малая,
большая, контроктава, субконтроктава. Нота Ля первой октавы имеет
частоту 440 Гц - отсюда вычисляются частоты всех нот звукоряда.

Небольшие отклонения в высоте ступеней по отношению к натуральному
звукоряду не ощущаются при сольном исполнении, однако при игре вместе
с инструментом, настроенным в натуральном звукоряде, требуется
подстройка одного из них, или же избегание наиболее диссонирующих
созвучий.

Не следует путать звукоряд - множество всех звуков, используемых в
музыке вообще, и лад - множество звуков, из которых строится одно
музыкальное произведение или его законченная часть. Несмотря на то,
что внутри произведения могут встречаться любые звуки звукоряда,
основная его структура базируется именно на звуках, входящих в его
лад. Последовательность звуков лада в восходящем или нисходящем
порядке называется гаммой.

Музыкальные интервалы
---------------------

В музыке рассматриваются простые интервалы, образованные основными
ступенями лада, и производные, образованные увеличением/уменьшением
основных. Каждый интервал характеризуется числом входящих в него
ступеней лада (количественная величина) и охватываемых им полутонов
(качественная величина). Простых интервалов восемь - от первой ступени
лада до каждой из его основных ступеней: прима (унисон), секунда,
терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы за
пределами октавы называют ноной, децимой, ундецимой, дуодецимой,
терцдецимой и т.д.

Если нужно точно указать величину интервала - пользуются качественной
величиной: большая, малая, чистая, уменьшенная, увеличенная:

0.5 тона - увеличенная прима, малая секунда
1 тон - большая секунда, уменьшенная терция
1.5 тона - малая терция, увеличенная секунда
2 тона - большая терция, уменьшенная кварта
2.5 тона - увеличенная терция, чистая кварта
3 тона - увеличенная кварта, уменьшенная квинта
3.5 тона - чистая квинта, уменьшенная секста
4 тона - увеличенная квинта, малая секста
4.5 тона - большая секста, уменьшенная септима
5 тонов - увеличенная секста, малая септима
5.5 тона - большая септима, уменьшенная октава
6 тонов - увеличенная септима, чистая октава

Интервалы из трех тонов называются также тритонами.

Чистые, большие и малые интервалы обозначаются буквой и цифрой: ч.5 -
чистая квинта, б.3 - большая терция, ув.3 - увеличенная терция, ум.7 -
уменьшенная септима и т.д.

Интервалы, звучащие последовательно, называются мелодическими; их
последовательность называется мелодией. Интервалы, звучащие
одновременно, называются гармоническими; их последовательность обычно
сопровождает мелодию.

Гармонические интервалы принято классифицировать по степени слитности:
совершенные консонансы (чистые прима, октава, квинта и кварта),
несовершенные консонансы (большие и малые терция и секста) и
диссонансы - все остальные интервалы в пределах октавы.

Мажор и минор. Тональность.
---------------------------

Используемые в европейской музыке лады делятся на два основных
семейства - мажорные (dur) и минорные (moll). Музыка в мажорных ладах
обычно звучит более бодро и жизнерадостно; в минорных - более
спокойно, задумчиво или печально. Мажорность или минорность лада
определяется высотными соотношениями его ступеней (интервалы в
полутонах):

I II III IV V VI VII I - натуральный мажорный лад
2 2 1 2 2 2 1

I II III IV V VI VII I - натуральный минорный лад
2 1 2 2 1 2 2

Эти два лада образуются на одних белых клавишах фортепиано: первый -
начиная с До (ионийский лад), второй - начиная с Ля (эолийский лад).

Натуральный мажорный лад с пониженной VI ступенью и минорный - с
повышенной VII ступенью - называются гармоническими. Гармонический
минорный лад с повышенной VI ступенью называется мелодическим.

Лад, построенный на основе выбранного звука, называется тональностью,
и обозначается, например, как C-dur (До мажор) или Fis-moll (Фа-диез
минор). Каждая тональность характеризуется своим набором ключевых
знаков, который полностью определяет входящие в нее звуки (практически
это выглядит, как выбрасывание из гаммы нескольких белых клавиш и
замена их на черные).

Различные тональности содержат различное количество общих звуков.
Тональности с одинаковыми ключевыми знаками, гаммы которых взаимно
перекрываются, называются параллельными (параллельный минор начинается
на малую терцию ниже мажора).

Произведение не обязательно выдерживается целиком в одной тональности;
переход между тональностями называется модуляцией.

Чисто минорные и мажорные лады применяются в основном в классической
европейской музыке; в музыке неевропейского происхождения (джаз, блюз,
рэп) применяются альтерированные лады, которые не относятся ни к
мажорным, ни к минорным.

Пятиступенные лады, образованные от диатонических путем исключения
ступеней, порождающих малые секунды и тритоны, называются
пентатоническими или пентатониками. Пентатоника мажорного типа
получается удалением IV и VII ступеней из натурального мажора, а
пентатоника минорного типа - удалением II и VI ступеней из
натурального минора. Поскольку малые секунды и тритоны - наиболее
диссонирующие интервалы в диатонических ладах, их отсутствие в
пентатонике сообщает ей бОльшую мягкость и слитность звучания, за счет
ликвидации мелодических и гармонических ходов, потенциально чреватых
диссонансами. С другой стороны, эти ограничения снижают выразительную
способность лада.

Ритм, размер, темп
------------------

Обычно ритмический рисунок состоит из чередования более ярких,
громких, сильных, и менее ярких, слабых долей, которое называется
метром. В метр входит одна сильная доля и несколько слабых; например,
двудольный метр включает сильную и слабую долю, трехдольный - сильную
и две слабых, и так далее. Фрагмент от одной сильной доли до следующей
называется тактом.

Количество долей в метре определяется "на глаз", по воображаемой
ритмической пульсации. Например, если в музыке отчетливо выделяется
только одна сильная и одна слабая доля - это двудольный метр, если же
доли немного разной силы чередуются через одну - можно предположить
четырехдольный метр: сильная, слабая, относительно сильная и еще одна
слабая доли.

Длительности нот и паузы между ними измеряются в виде долей так
называемой целой ноты. Обычно целая нота равна одному такту, однако, в
зависимости от способа деления, она может составлять два и более
тактов. Если длительность какой-либо ноты в выбранном размере
оказывается больше такта - она записывается несколькими нотами меньшей
длительности, так как одна нота не может пересекать границу такта.

Чаще всего используются четверти, восьмые и шестнадцатые доли целой
ноты. Кроме этого, используется дополнительное деление четверти на две
(дуоль), три (триоль) и более частей (квартоль, квинтоль и т.п.).

Соотношение числа долей такта и длительности каждой доли называется
размером, например 4/4 - четыре доли с длительностью в четверть, 3/8 -
три доли с длительностью в восьмую, и т.п. Число долей в минуту
называется темпом и определяет быстроту исполнения музыки.

Если число долей определяется из ритмического рисунка, то длительность
доли и темп являются взаимно-относительными величинами, и выбираются,
исходя из преобладания нот определенной длительности и музыкальных
традиций.

Произведение обычно начинается с сильной доли; начало со слабой доли
называется затактом.

Аккорды
-------

Сочетание трех и более звуков называется аккордом. Звуки аккорда
обычно расположены по терциям или их октавным повторениям. Строго
говоря, аккорд может состоять и из двух звуков - в этом случае говорят
о неполном аккорде, или об аккорде с пропущенными звуками (обычно
внутренними).

Различается три основных типа аккордов: трезвучие - из трех звуков,
септаккорд - из четырех, и нонаккорд - из пяти звуков. Прочие типы
аккордов образуются путем пропуска, переноса или удвоения (добавления
одноименных звуков из соседних октав) звуков в основных аккордах.

Внутри аккорда звуки именуются в соответствии с названиями интервалов
- прима (основной звук), терция, квинта, септима, нона. Перенос
основного звука на октаву вверх называется обращением аккорда; это
может применяться и к самому обращенному аккорду, давая второе, третье
и тому подобные обращения. Названия обращений происходят от
интервалов, образуемых переносимыми звуками с новым основным звуком
интервала: для трезвучия - секстаккорд и квартсекстаккорд; для
септаккорда - квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.
Соотношения между звуками аккорда определяют основной оттенок его
звучания, а различные виды обращений позволяют выбирать нужную высоту
аккорда и дополнительно уточнять его оттенок, подчеркивая консонансы
или диссонансы.

Из трезвучий наиболее употребительны мажорное (большое), состоящее из
большой и малой терций, и минорное (малое) - из малой и большой
терций. Поскольку их прима и квинта совпадают - нужный оттенок
определяется только терцовым звуком. Из септаккордов также различают
большой и малый, уменьшенный и увеличенный - по типу септимы между
крайними звуками.

Аккорд считается консонирующим, если он образован только консонансными
интервалами, и диссонирующим, если в его состав входят диссонансные
интервалы. Например, трезвучие - консонирующий аккорд, а септаккорд -
диссонирующий.

Если каждый звук аккорда отстоит от соседнего не более, чем на кварту
- говорят, что аккорд расположен тесно; иначе говорят, что аккорд
расположен широко.

Аккордовые и неаккордовые звуки
-------------------------------

При исполнении мелодии в аккордовом сопровождении среди звуков мелодии
выделяются совпадающие с одним из звуков параллельного аккорда и
несовпадающие ни с одним из них. Первые звуки называются аккордовыми,
вторые - неаккордовыми.

Неаккордовые звуки обычно появляются на слабом времени и связывают
между собой различные или одинаковые аккордовые звуки. Мелодия может
состоять и из одних аккордовых звуков. Неаккордовые звуки принято
делить на вспомогательные, вводимые между аккордовым звуком и его
повторением, и проходящие, вводимые между двумя различными аккордовыми
звуками.

Функциональная система
----------------------

Как только из звуков лада складывается музыка - ее мелодия и гармония
- среди всех ступеней лада выделяются более устойчивые, опорные, к
которым тяготеет мелодия и аккордовое сопровождение, и менее
устойчивые, которые стремятся перейти в устойчивые. Это происходит
благодаря высотным соотношениям ступеней лада, выражающейся в
различной степени консонанса или диссонанса между ними.

Каждая из ступеней лада имеет в музыке свою основную функцию, от
которой происходит ее название в ладу:

I - тоника (T)
II - нисходящий (верхний) вводный тон
III - верхняя медианта
IV - субдоминанта (S)
V - доминанта (D)
VI - нижняя медианта
VII - восходящий (нижний) вводный тон

Тоника является основным звуком лада. К ней тяготеют все остальные
звуки; мелодия часто начинается с тоники и еще чаще завершается на
ней, создавая ощущение разрешения, стабилизации мелодического
движения.

Доминанта, образуя с тоникой интервал квинты, является вторым по
устойчивости звуком лада - на нем мелодия нередко останавливается в
промежуточном движении, а иногда и завершается.

Третьим по устойчивости звуком является верхняя медианта, образуя с
тоникой и доминантой интервалы терций.

Субдоминанта, образуя с тоникой интервал кварты, а с доминантой -
секунды, является уже неустойчивым звуком и тяготеет к верхней
медианте. Верхняя медианта тяготеет к доминанте, а нисходящий и
восходящий вводные тоны - к тонике и ее октавному повторению
соответственно. Свое название эти тоны получили потому, что они
обрамляют тонику с двух сторон и мелодия нередко начинает движение с
них, переходя затем в тонику или ее октавное повторение.

Наиболее яркими представителями ладовой устойчивости являются тоника и
доминанта, а неустойчивости - субдоминанта; эти ступени называются
главными ступенями лада.

Главные аккорды
---------------

Трезвучия, построенные на главных ступенях, также называются главными,
и называются по имени их основной ступени - тоническим,
субдоминантовым и доминантовым. В тоническое трезвучие входят все три
опорных звука лада, поэтому оно звучит наиболее устойчиво и слитно. В
субдоминантовое и доминантовое трезвучия входит по одному устойчивому
звуку - тоника и доминанта, и в то же время они образуют интервалы
секунды с доминантой и тоникой, отчего их звучание создает впечатление
неустойчивости и напряженности, которая разрешается переходом в
тонический аккорд.

Смена различных типов трезвучий подчиняется следующей системе: после T
может следовать S или D, после S - T или D (последование S->D
характерно для блюзовой музыки), однако после D чаще всего следует T, а
не S. Символически это выглядит в виде круга:

-> T -> S -> D ->
^ v
-------<--------

в котором каждый элемент может быть пропущен. Образующиеся
последовательности аккордов называются оборотами. Обороты, состоящие
только из T и D, называют автентическими, из T и S - плагальными, а из
T, S и D - полными.

Трезвучия, находящиеся на терцию ниже и выше каждого из главных,
называются побочными и обозначаются с добавлением номера ступени - D
VII, S II и т.п. Побочные трезвучия, общие для двух главных,
обозначаются DT III или TS VI. Побочные трезвучия могут появляться
вместо главных для создания дополнительной неустойчивости.

Из трезвучий путем присоединения септимы могут быть образованы
септаккорды; наиболее употребительны три главных септаккорда,
образованных из доминантового, нижнего побочного субдоминантового (S
II) и верхнего побочного доминантового (D VII), обозначаемых как D 7,
S II 7 и D VII 7. D 7 называется также доминантсептаккордом, а D VII 7
- вводным септаккордом.

Септаккорд может вводиться везде на месте трезвучия; септаккорды, по
природе своей более диссонантные и напряженные, чем трезвучия, обычно
вводятся после них - как в одиночку, так и в виде последовательности
септаккордов различных функций.

Аккорды, построенные на главных ступенях лада, обозначаются буквой
названия ступени, к которой снизу и сверх приписываются цифры
интервалов из обозначания аккорда:

D - доминантовый септаккорд
7

4
D - доминантовый терцквартаккорд
3

6
S - субдоминантовый квартсекстаккорд
4

Необращенные трезвучия обозначаются буквой без цифр.

Джазовые обозначения септаккордов
---------------------------------

В джазовой и прочей современной музыке, основу которой составляют
преимущественно септаккорды, используются следующие их обозначения:

M - большой мажорный (другое обозначение - maj)
m - малый минорный
x - малый мажорный (доминантовый)
o - уменьшенный (с уменьшенным трезвучием и уменьшенной септимой)
0 - малый (с уменьшенным трезвучием и малой септимой)

Эти символы добавляются к номеру ступени лада или названию ноты, на
которой построен септаккорд.

На ступенях натурального мажора образуются септаккорды IM, IIm, IIIm,
IVM, Vx, VIm, VII0. На VII ступени гармонического мажора образуется
аккорд VIIo.

Помимо основных, в джазовой музыке часто используются септаккорды с
альтерированными звуками.

Основы гармонизации
-------------------

Гармонизацией называется подбор к мелодической линии созвучной и
связной последовательности аккордов. Наиболее простой способ
гармонизации - при помощи главных трезвучий, когда звукам мелодии
сопоставляется последовательность трезвучий в нужной функциональной
зависимости.

Вначале определяется тональность мелодии - при этом каждому звуку
сопоставляется его функциональная роль в ладу. Затем для основных
(сильных) звуков мелодии выбирается одно из главных трезвучий,
содержащее этот звук в виде примы, терции или квинты; при этом нужно
обращать внимание на получающуюся функциональную последовательность
трезвучий, избегая, например, нежелательного последования D->S. Смену
аккордов можно делать и на слабом времени, если того требует логика
произведения, однако привязываются они, как правило, к сильным звукам
мелодии. Нужное высотное соотношение самих аккордов друг с другом
достигается посредством их обращений.

При выборе аккорда следует также принимать во внимание развитие
мелодии: в местах, где ощущается напряжение и неустойчивость,
естественными будут субдоминантовые и доминантовые гармонии, интервалы
с признаками диссонанса, а в местах успокоения и снижения
напряженности - тонические гармонии и консонансные интервалы.

Вместо доминантовых трезвучий или последовательно с ними часто
вводятся доминантсептаккорды, как обладающие большей неустойчивостью и
диссонансом в звучании, нежели трезвучия. Джазовая, блюзовая и
родственная им музыка строится в основном на различных видах септ- и
нонаккордов и порожденных ими гармониях.

Возможно и обратное - построение мелодии по готовой последовательности
аккордов. В этом случае сильные звуки мелодии выбираются в основном из
аккордовых, если иного не требует логика, промежуточные - из
аккордовых или неаккордовых, а общее развитие мелодии привязывается к
функциональному смыслу аккордовой последовательности. На обыгрывании
последовательности аккордов строится джазовая импровизация.

В современной музыке нередко используются вспомогательные и проходящие
аккорды, организованные аналогично вспомогательным и проходящим
неаккордовым звукам, когда между основными аккордами на слабом времени
вводится промежуточный аккорд, не принадлежащий полностью выбранному
ладу.


- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Среда, 19.05.2010, 14:10 | Сообщение # 2
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
Мажорные гаммы, тональности, последовательности аккордов, квинтовый круг

(для басовой линии)

Взято с сайта: http://www.basslife.ru/

Сейчас речь пойдет о гаммах. Гаммы позволяют определить какие аккорды и в какой последовательности можно использовать. Помимо гамм мы познакомимся с квинтовым кругом.

В музыке существует всего 12 различных нот (A, Bb, B, .... , Ab), однако в большинстве песен все ноты не используются. Более того, обычно на песню приходится не больше семи нот. Тональность определяет ноты, которые используются в даннм музыкальном произведение. Знание тональности песни, позволяет значительно упростить построение басовой линии, поскольку явно указывает ноты(и аккорды), которые можно использовать.

Ноты, которые ассоциируются с данной тональностью называются гаммой. Например, если Вы захотите написать песню в тональности C мажор, то Вам придется использовать только ноты C, D, E, F, G, A, B, C; то есть все белые клавиши фортепьяно и не одной черной. Вы можете сыграть эту последовательность на бас гитаре:

G-----------------2--4--5--
D--------2--3--5-----------
A--3--5--------------------
E--------------------------

Сыграйте эту гамму. Звук получился очень естественный и знакомый. Это потому что мажорная гамма наиболее широко используемая в музыке. Нет никакого секрета в выборе первой ноты гаммы. Вы можете записать мажорную гамму, начинающуюся с любой ноты и это будет мажорной тональностью этой ноты. Мажорная гамма определяет семь нот. Эти ноты находятся на расстоянии в один тон друг от друга (два лада), кроме третьей и четвертой ноты, расстояние между которыми пол тона. (Также полтона между седьмой нотой и первой нотой следующей октавы.) Поэтому если Вы захотите построить гамму D мажор, то Вам надо начать с ноты D и двигаться дальше через тон, за исключением третьей и седьмой нот. Вот гамма D мажор: D, E, F#, G, A, B, C#, D. Обратите внимание, расстояние между F# и G, C# и D составляет пол тона. На бас гитаре эту гамму можно сыграть так:

G-----------------4--6--7--
D--------4--5--7-----------
A--5--7--------------------
E--------------------------

Обратите внимание, что вид табулатуры этой гаммы почти совпадает с табулатурой C мажорной гаммы.

G-----------------------------(N-1)--(N+1)--(N+2)--
D------------(N-1)--N--(N+2)-----------------------
A--N--(N+2)------------- ---------------------------
E--------------------------------------------------

Фактически мажорную гамму можно получить, используя этот шаблон, начиная с любой ноты (любого лада). Например гамма F мажор выглядит следующим образом:

G--------------------------
D-----------------0--2--3--
A--------0--1--3-----------
E--1--3--------------------

Она имеет тот же ладовый шаблон, что использовался в предыдущих примерах, но начинается с первого лада струны E. О песне, написанной с использованием только этих семи нот, говорят, что она написана в тональности F мажор. Если хотите, можете пройтись вверх по грифу, играя ноты этой тональности, начиная с F: если Вы сделаете это, то то восьмая нота будет повторять первую, девятая - вторую и так далее. Результат должен выглядеть так:

G-----------------------------2--3--5--7--9--10
D-----------------0--2--3--5-------------------
A--------0--1--3------------------ -------------
E--1--3----------------------------------------

Заметьте, что и вторая и девятая нота - это G, третья и десятая - A, и так далее. В зависимости от обстоятельств G будем называть второй или девятой.

После выбора тональности песни, Вы можете приступить к подбору аккордов. Поскольку теперь Вы можете использовать только семь нот, число доступных аккордов уменьшится. Например предположим, что вы пишете в тональности C мажор. Тогда Вы не сможете использовать аккорд C минор, поскольку в него входит нота E#, которой нет в гамме C мажор. Однако вы можете построить аккорд C мажор из первой, третьей и пятой нот гаммы: C, E, и G. Допустим Вам нужен аккорд с основной нотой D. Какой аккорд выбрать? D мажор не подойдет, поскольку вам понадобится нота Fb, которая не входит в тональность C мажор. Аккорд D минор состоит только из нот гаммы С мажор: D, F и A (вторая четвертая и шестая ноты гаммы C мажор). Поэтому если Вы пишете песню в тональности C мажор, то будете использовать аккорд D минор, а не D мажор. Пусть Вам надо построить четырехнотный аккорд с основной нотой G, используйте G, B, D и F (пятая, седьмая, девятая и одиннадцатая ноты гаммы), то есть аккорд G7.

Основная цель выбора тональности состоит в определение аккордов, которые можно использовать песне. Рассмотрим например песню AC-DC "You Shook Me All Night Long". Она написана в тональности G мажор:

Куплет: (повторять)

G C G C G
G-----------|------------------
D-----------|------------------
A---------3-|-3--3-----3-----5-
E---3--r----|-------3-----3----
She was a fast machine, she kept her motor clean,

D G D G D
G-------------|----------------
D-------------|----------------
A--5--5--r----|-------5-----5--
E-----------3-|-3--3-----3-----
She was the best damn woman that I've ever seen.

Припев: (повторять)

G C Bm D C Bm
G-------------|---------|------------|----------
D-------------|---------|------------|----------
A-----0--2--3-|-3--2--5-|-5--0--2--3 -| -3--2-----
E--3----------|---------|------------|-------3--
You Shook me All Night Long You really shook me yeah,

Басовая линия состоит в преимущественно из основных нот. Отметим, что между басовыми линиями куплета и припева есть два отличия: во-первых в куплете играются только основные ноты, а в припеве - несколько проходных; во-вторых в куплете между долгими нотами есть пауза, а в припеве пауз нет и ноты играются плавно одна за другой. Но, главное, что нас сейчас интересует - это выбор аккордов. Песня написана в тональности G мажор. Гамма состоит из нот: G, A, B, C, D, E, F#, G. Или в виде табулатуры:

G--------------------------
D-----------------2--4--5--
A-----0--2--3--5-----------
E--3-----------------------

Все ноты басовой линии, включая проходные, взяты из этой гаммы. В песне использовались аккорды: G мажор (G,B,D), C мажор (C, E, G), D мажор (D, F#, A) и B минор (E, G, B). Все ноты, входящие в аккорды также из этой гаммы. Фактически вся песня, гитарные партии, басовая линия, и даже вокал, содержит только ноты этой гаммы.

Выбрав тональность, Вы автоматически определяете мажорные или минорные аккорды для каждой ноты гаммы, и какую дополнительную ноту использовать в четырехнотных аккордах. Я покажу аккорды для G мажорной гаммы. Заметьте, что для мажорной гаммы можно использовать аккорды нескольких типов.

G мажорная гамма: G, A, B, C, D, E, F#, [ G, A, B, C, D, E ]

Основные ноты Ноты аккорда Название аккорда Септима Септаккорд
G G,B,D G major F# G maj7
A A,C,E A minor G A min7r
B B,D,F# B minor A B min7r
C C,E,G C major B C maj7r
D D,F#,A D major C D maj7r
E E,G,B E minor D E min7
F# F#,A,C F# dim E E half-dim7

В основном, в мажорной тональности аккорды построенные на первой, четвертой и пятой нотах гаммы являются мажорными, а на второй, третьей и шестой - минорными, на седьмой ноте - уменьшенным. Вы можете просто сослаться на аккорд используя основной номер ноты в гамме. Так для тональности G мажор, D мажор - пятый аккорд. Обычно при записи используют римские цифры. Например, для тональности G мажор, G мажор является аккордом I, A минор - II, C мажор - IV и так далее.

Теперь мы легко можем решить какие аккорды можно использовать, а какие нет. Встает вопрос в каком порядке брать эти аккорды? Как правило, Вы можете использовать их в любом порядке, и песня должна начинаться и заканчиваться I аккордом. Существует несколько очень распространенных моделей в которых воплощен этот принцип. С одной из них мы уже сталкивались в песне Wipeout и двенадцатитактовом блюзе:

I IV I V I

где первый I аккорд играется четыре такта, а все остальные по два такта. Вот еще одна распространенная модель:

I IV I V I

Она использовалась в песне Beatles "I Saw Her Standing There". Песня играется в тональности E и используются аккорды E, A и B7

E A E
Well she looked at me, and I, I could see
B7
That before too long, I'd fall in love with her...
E A
Yeah I'll never dance with another, oooh
E B7 E
Since I saw her standing there.

Еще одна модель с немного другим порядком:

I V IV I

Примером может послужить песня Creedence Clearwater Revival "Fortunate Son", которая играется в тональности G мажор. Аккорды - G, D и C.

G D C G
It ain't me, It ain't me, I ain't no Senator's son, no.
G D C G
It ain't me, It ain't me, I ain't no Fortunate Son.

Очень распространена в джазовой музыке модель:

I II V7 I

Здесь используется минорный аккорд II. К сожалению, поскольку в большинстве джазовых композиций нет слов, очень трудно найти пример. Вам придется поверить мне наслово.

Вам может встретиться последовательность:

I VI IV V I

где VI аккорд минорный. Для примера рассмотрим песенку "Lollipop", в которой каждый аккорд играется один такт. В тональности F мажор это выглядит так:

F Dm B flat C7
Lollipop, lollipop, oh lollie, lollipop

Попробуйте сыграть эти аккорды на фортепьяно или гитаре и Вы увидите, что эти последовательности звучат очень естественно. Если играть аккорд D минор вместо мажорного (заменяя F на F#) вы почувствуете небольшое раздражение, поскольку F# - не является нотой гаммы F мажор. Можно использовать II аккорд вместо IV:

I VI II V I

Примером может служить народная песня. Она играется в тональности D мажор:

D Bm Em A7
Today, while the blossoms still cling to the vine
D Bm Em A7
I'll taste your strawberries, I'll drink your sweet wine
D Bm Em A7
A million tommorows will all pass away
D Bm Em A7 D
Ere I forget all the joy that is mine, today.

В народной музыке явно прослеживается склонность к использованию очень распространенных последовательностей аккордов и повторению их снова и снова. Поэтому, если Вы хотите развить способность распознавать последовательности аккордов, слушайте народную музыку.

Проведем некое обобщение полученной информации. Поговорим о так называемом квинтовом круге. Квинтовый круг можно получить, записав 12 нот в определенном порядке: каждая следующая нота является пятой нотой мажорной гаммы данной ноты. Так, если мы начинаем с C, то следующей нотой будет G (пятая нота гаммы C мажор). Затем D, которая является пятой нотой гаммы G мажор. За D следует A и так далее вокруг октавы, пока не дойдем до F. За F опять идет C и мы возвращаемся к началу. Ниже приведено графическое представление квинтового круга:

C

F G

Bb/A# D

Eb/D# A

Ab/G# E

Db/C# B

Gb/F#

Существует два основных правила смены аккордов. Во-первых короткие перемещения по кругу звучат более натурально чем длинные. Например, смена аккорда C мажор аккордом G мажор звучит очень естественно, а переход от C мажор к E минор - более неловко. Во-вторых движение по часовой стрелке (вперед) создает впечатление развития, а против часовой стрелки - завершенности.

Если взять последовательность аккордов

E A E B E (I Saw Her Standing There). Движение по кругу можно описать следующим образом: начинаем с E, возвращаемся на шаг назад, вперед, вперед, назад.

G D C G (Fortunate Son). Здесь мы начинаем с шага вперед, затем прыгаем на два назад, потом шагом вперед возвращаемся в исходную точку.

D Bm Em A7 (Today). Начинаем прыжком на три шага вперед, а затем возвращаемся в исходное положение двигаясь все время по шагу назад.

F Dm Bb C7 (Lollipop). Прыгаем на три шага вперед, возвращаемся на четыре шага назад, затем два шага вперед и замыкаем шагом назад.

В основном в песнях используются прыжки не более чем на четыре шага и в большинстве песен используются перемещения на один или два шага. Квинтовый круг незаменимый инструмент для создания басовых линий.

При построении басовой линии песни, Вы можете поступать следующим образом:

1. Слушайте первую ноту и последующий аккорд песни. Основная нота этого аккорда почти всегда определяет тональность песни. Например если первый аккорд A мажор, то с большой вероятностью можно сказать, что песня написана в тональности A мажор.
2. Слушая музыку попробуйте построить последовательность смены аккордов. Если ВЫ можете услышать каждый аккорд, великолепно, но если вам нужна подсказка, то двигайтесь короткими шагами по квинтовому кругу, то есть если песня начинается с аккорда A мажор, очень вероятно, что следующим будет аккорд D или E мажор, и почти невозможно, что F минор или D# мажор.
3. После того как вам известна последовательность аккордов песни, попробуйте найти индивидуальные ноты басовой линии.


- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Среда, 19.05.2010, 14:30 | Сообщение # 3
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ http://www.7not.ru/theory/ - отличный сайт!!!

- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Пятница, 21.05.2010, 08:50 | Сообщение # 4
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
Фигурация (от лат. figuratio – придание формы, образное изображение) в музыке, усложнение музыкальной ткани мелодическими или ритмическими элементами. Гармоническая фигурация – движение одного из голосов, главным образом баса, по звукам аккордов, образующее разложенную гармонию, гармонический орнамент. Один из видов гармонической фигурации – альбертиевы басы. Ритмическая фигурация – повторение того же звука, нескольких звуков аккорда, целого аккорда. Мелодическая фигурация – введение между отрезками мелодии единых по ритмике, зачастую и по мелодическому рисунку оборотов, «фигур», близких к мелодическим украшениям. Мелодическая фигурация использовалась с 16 в. главным образом при повторении мелодии на другой высоте или у др. инструмента, в вариациях на бассо остинато, в классической и романтической музыке – в вариационных частях, а также в репризных разделах произведений. К мелодической фигурации могут быть отнесены и различного рода неаккордовые звуки – задержание, проходящий звук, вспомогательный звук, камбиата.

- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Пятница, 21.05.2010, 08:52 | Сообщение # 5
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
Фигурация мелодическая — украшение одного голоса фигурами в гомофоническом (см.) сочинении, а также проведение известной мелодической фигуры по всем голосам полифонического (см.) сочинения, в котором каждый голос имеет одинаковое мелодическое значение, как, напр., в фигурованном хорале, в котором все сопровождающие хоральную мелодию голоса повторяют ту же избранную фигуру буквально или немного измененной. В фигурованном хорале три или четыре голоса, предназначенные для сопровождения, не только идут вместе с хоральной мелодией, но иногда образуют и самостоятельные отрывки, как то: прелюдию перед вступлением хорала, интермедии между строфами хорала и постлюдию по окончании хоральной мелодии. Если вместо фигуры пользуются мелодией в два, три или четыре такта, то проведение такой мелодии в разных голосах называется не Ф., а имитацией. Ф. гармоническая состоит в том, что каждый аккорд разбивается на его составные части, исполняемые не одновременно, причем разбитому аккорду придается известное ритмическое содержание. Разбитый подобным образом аккорд образует фигуру. Применение такого приема к целому ряду аккордов в сочинении и называется гармонической Ф., которой пользуются преимущественно в аккомпанементе гомофонического сочинения. Ф. мелодическая и гармоническая составляют приемы вариации.

- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Пятница, 21.05.2010, 08:56 | Сообщение # 6
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
Контрапу́нкт (лат. punctum contra punctum — нота против ноты, или буквально — точка против точки) — в музыке одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов.

- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Пятница, 21.05.2010, 08:57 | Сообщение # 7
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
АККОРД
Аккорд - сочетание трех и более музыкальных звуков, расположенных по терциям. В простейшем (и наипопулярнейшем) своем варианте это трезвучие.

Аккорд обычно строится от нижней ноты к верхней.

В зависимости от того, какие терции входят в трезвучие различают следующие аккорды:

* Мажорный аккорд - состоит из большой и малой терций. Как следует из названия, ноты такого аккорда являются ступенями соответствующей мажорной гаммы. Между крайними звуками такого аккорда образуется чистая квинта.
* Минорный аккорд - состоит из малой и большой терций. Это, соотвтественно, первая, третья и пятая ступень минорной гаммы. Как и в мажорном аккорде, между крайними звуками - чистая квинта.
* увеличенное трезвучие - оба интервала - большие терции. Между крайними звуками в этом случае будет увеличенная квинта.
* уменьшенное трезвучие - состоит из двух малых терций. Между крайними звуками - уменьшенная квинта.

Тут следует сказать, что сочетание двух звуков в гитарной музыке тоже принято считать аккордом (или power-chord'ом).

В минорное и мажорное трезвучия входят только консонирующие интервалы. В увеличеное и уменьшенное - так же и диссонирующие.

При сдвиге на октаву одной или нескольких нот аккорда получаются обращенные аккорды. Однако, независимо от положения нот друг относительно друга они имеют неизменные названия. Первая нота, от которой строится аккорд - прима, вторая (в неизмененном аккорде отличаетсяот примы на терцию) - терция и третья, соответственно, квинта.

Аккорды (мажорные консонирующие трезвучия и доминантаккорд), данные натуральной гаммой, легли в основание науки об аккордах или гармонии.

Гармоническое соединение основывается на естественных акустических законах, которые прежде всего были открыты слухом, а впоследствии установлены наблюдениями над колебаниями струн и воздушного столба в духовых инструментах.

Это акустическое, гармоническое чередование звуков (октава, чистая квинта, чистая кварта, большая терция, малая терция) называется натуральною гаммою.

Аккорды состоять из 3, 4, 5, 6 и 7 различных тонов, отстоящих друг от друга на терции. Интервал, состоящий из двух звуков, не составляет аккорда, а только намекает на него. Подобного рода намеки на гармонию встречаются в двухголосном сочетании. Аккорды разделяются на консонирующие и диссонирующие, коренные (данные натуральной гаммой) и производные аккорды (добытые искусственным путем). Все аккорды составляются из терций (больших и малых)и образуют трех, четырех и пятизвучия. В начале развития гармонии, многие прекрасные сочинения, преимущественно духовные, состояли из одних трезвучий.

Во всяком трезвучии две верхние ноты отстоят от нижней, или так называемого основного тона, на терцию и квинту.

Аккорд с большой терцией () называется мажорным, а с малой () минорным.

С малой терцией () и уменьшенной квинтой - уменьшенным; с большой терцией () и увеличенной квинтой - увеличенным или чрезмерным.

Через прибавление терции к мажорному доминантовому трезвучию, построенному на пятой ступени (домананте) мажорной и минорной гамме (напр., в гамме до на соль - соль, си, ре, фа), образуется четырехголосный септаккорд, называемый доминантсептаккордом.

Это название дается по малой септиме, образующейся между крайними нотами аккорда.

* Доминантаккорд заключает в себе большую терцию, чистую квинту и малую

септиму.

* Септаккорды, образовавшиеся через прибавление терции к другим

трезвучиям сверху, называются просто септаккордами или септаккордами в пределах лада.

Эти аккорды строятся на всех ступенях мажорной и минорной гамм, и заключают в себе большую септиму (), малую ( ) и уменьшенную ( - в минорной гамме).

Как доминантсептаккорд, так и все септаккорды требуют разрешения, т. е. плавного перехода одного аккорда в другой, сродный ему аккорд, отстоящий на квинту вниз от данного, "напр., соль, си, ре, фа в до, ми, соль; до, ми, соль, си в фа, ля, до, и т. д.

Интересный отдел в науке о гармонии составляют уменьшенные септаккорды, из которых каждый, вследствие энгармонического изменения, может иметь четыре разрешения, напр., си, ре, фа, ля-бемоль разрешается в до, ми-бемоль, соль; до бемоль, ре, фа, ля бемоль разрешается в ми бемоль, соль бемоль, си бемоль; си, ре, ми диэз, содь диэз в фадиэз, ля, до диэз; си, ре, фа, соль диэз в ля, до, ми.

Не менее интересен отдел о септаккордах вообще, в которых повышаются и понижаются разные ступени, вследствие чего эти аккорды получают другое разрешение, напр., септаккорд ре, фа, ля, до, с повышенными ре и фа, разрешается не в соль, си, ре, а в до, ми, соль. Через присоединение 4-й терции сверху из четырехзвучия образуется пятизвучиe; оно, по интервалу ноты, на которой отстоят крайние ноты, называется нонаккордом. Через прибавление пятой терции получается шестиголосный ундецимаккорд; шестой терции - семиголосный терпдецимаккорд.

За исключением нонаккорда, все эти аккорды, вследствие сильно диссонирующего характера, никогда не применяются полностью.

Каждый из вышеприведенных аккордов (трезвучия, септаккорды, нонаккорд) может быть обращен через перенесение нижнего тона на октаву вверх.

Трезвучие в первом обращении называется секстаккордом, имея с основании терции (до, ми, соль - первое обращение, ми, соль, до); квартсекстаккордом, имея в основании квинту (соль, до, ми); септаккорд в первом обращении называется квинтсекстаккордом с терцией в основании (соль, си, ре, фа в первом обращении си, ре, фа, соль); во втором обращении терцквартаккордом с квинтою в основании (ре, фа, соль, си); в третьем обращении секундаккордом с септимою в основании (фа, соль, си, ре).

Консонирующим трезвучием называется такой аккорд, с котором верхние тоны отстоят от баса на консонирующие интервалы.

Если в аккорде одна из верхних нот отстоит баса на диссонанс, то такой аккорд называется диссонирующим, и требует разрешения, как напр. доминантаккорд, уменьшенное трезвучие, все септаккорды и нонаккорды.

Первую систему обращения аккордов составил Рамо в 1722 г. Во всех учебниках гармонии, генерал-баса и композиции, которые появились со времени Рамо, изложено учение об обращениях аккордов, для обозначения которых применяются цифры под басом, называемым цифрованным басом или генерал-басом.


- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Пятница, 21.05.2010, 08:58 | Сообщение # 8
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
терция — третья ступень диатонической гаммы, а также интервал, охватывающий 3 ступени;

Разновидности терции

Виды терции

1. Большая терция (на рисунке a) — интервал в три ступени и два тона, обозначается б. 3. Является нижним интервалом большого (мажорного) трезвучия и иногда может заменять его, производя примерно то же впечатление.

2. Малая терция (на рисунке b) — интервал в три ступени и полтора тона, обозначается м. 3. Является нижним интервалом малого (минорного) трезвучия, и, подобно большой терции, также может иногда его заменять.

3. Увеличенная терция (на рисунке c) — интервал в три ступени и два с половиной тона, энгармонически равна чистой кварте. Строится на II пониженной ступени мажора и минора (в обоих случаях с участием IV повышенной ступени) и разрешается в чистую квинту на I ступени.

4. Уменьшённая терция (на рисунке d) — интервал в три ступени и один тон, энгармонически равна большой секунде. Строится вокруг устойчивых ступеней мажора и минора, то есть:

* на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре (в обоих случаях с участием II пониженной ступени), разрешается в чистую приму на I ступени;
* на II повышенной ступени в мажоре и на II (с участием IV пониженной ступени) в миноре, разрешается в чистую приму на III ступени;
* на IV повышенной ступени в гармоническом мажоре и в миноре, разрешается в чистую приму на V ступени.

Акустика терции

Частоты звуков могут по-разному соотноситься в разных строях.

* Пифагорейский строй — большая терция 64:81, малая терция 27:32.
* Равномерно темперированный строй — большая терция 1:\sqrt[3]{2}, малая терция 1:\sqrt[4]{2} (в подавляющем большинстве современных музыкальных инструментов).
* Натуральный строй — большая терция 4:5, малая терция 5:6.


- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Пятница, 21.05.2010, 08:59 | Сообщение # 9
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
ДИАТОНИЧЕСКАЯ ГАММА — (этим. см. предыд. сл.). Натуральная гамма, без диэзов и бемолей, состоящая из 5 целых тонов и 2 х полутонов.

- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Пятница, 21.05.2010, 09:00 | Сообщение # 10
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
При́ма (лат. prima — первая) — музыкальный интервал шириной в одну ступень, то есть образованный двумя звуками одинакового названия (например, до — до, до — до-диез, ре-бемоль — ре-диез), обозначается цифрой 1.

Разновидности примы

1. Чистая прима — интервал в одну ступень и ноль тонов, то есть точное повторение одного и того же звука, иначе называется унисоном. Обозначается ч. 1

2. Увеличенная прима — интервал в одну ступень и полтона. Энгармонически равна малой секунде, обозначается ув. 1

3. Дважды увеличенная прима — интервал в одну ступень и один тон. Энгармонически равна большой секунде, обозначается дв. ув. 1. Может быть построена на тех ступенях, которые допускают альтерацию как вверх, так и вниз, то есть на II пониженной в мажоре и на IV пониженной в миноре. В обоих случаях разрешается в большую терцию (в мажоре — на I ступени, в миноре — на III).

4. Уменьшённая прима теоретически невозможна, однако в полифонии такое понятие иногда используется для обозначения интервала величиной в полтона, образующегося при пересечении линий двух соседних голосов.

Другие значения в музыке

* Примой иногда называют основной тон аккорда
* Название сопрановой разновидности некоторых инструментов (например, балалайка-прима)
* A prima vista или Р. v. обозначает исполнение пьесы без приготовления, с листа (а premiere vue).
* Prima volta — надпись над повторяемой фразой при первом её исполнении.


- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Пятница, 21.05.2010, 09:00 | Сообщение # 11
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
Секунда (интервал)

Секунда (лат. secunda — вторая) — музыкальный интервал шириной в две ступени, обозначается цифрой 2.

Разновидности секунды

1. Большая секунда (на рисунке a) — интервал в две ступени и один тон. Обозначается б. 2

2. Малая секунда (на рисунке b) — интервал в две ступени и полтона. Обозначается м. 2

3. Увеличенная секунда (на рисунке c) — интервал в две ступени и полтора тона. Энгармонически равна малой терции, обозначается ув. 2.

Увеличенная секунда на VI ступени гармонического мажора и минора является характерным интервалом и разрешается в чистую кварту на V ступени. Также может быть построена:

* в мажоре на I (с участием II повышенной) и на II пониженной ступенях. В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую терцию на I ступени.
* в миноре на III (с участием IV повышенной) и на IV пониженной ступенях. В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую терцию на III ступени.

4. Уменьшенная секунда (на рисунке d) энгармонически равна чистой приме, обозначается ум. 2. В музыке не используется.


- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Пятница, 21.05.2010, 09:01 | Сообщение # 12
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
Кварта (интервал)

Ква́рта (лат. quarta — четвёртая) — музыкальный интервал шириной в четыре ступени, обозначается цифрой 4.

Разновидности кварты

1. Чистая кварта — интервал в четыре ступени (два с половиной тона). Обозначается ч. 4, является совершенным консонансом, однако в зависимости от своего положения в ладу может звучать достаточно неустойчиво.

2. Уменьшённая кварта — интервал в четыре ступени (два тона). Энгармонически равна большой терции, обозначается ум. 4.

Уменьшённая кварта строится:

* В мажоре на II повышенной и на III (с участием VI гармонической) ступенях, в обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую терцию на III ступени.
* В миноре на I (с участием IV пониженной) и на VII гармонической ступенях, в обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую терцию на I ступени.

Существуют также ещё две пары уменьшённых кварт — на VI (с участием II пониженной) и IV повышенной (с участием VII мелодической в мажоре), на VI мелодической (с участием II пониженной) и IV повышенной (с участием VII натуральной) в миноре, однако они не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения, и поэтому употребляются редко.

3. Увеличенная кварта — интервал в четыре ступени (три тона). Обозначается ув. 4, энгармонически равна уменьшённой квинте, является одной из разновидностей тритона. Чаще всего встречается увеличенная кварта, построенная на IV ступени мажора и гармонического минора (диатоническая). В обоих случаях она разрешается в сексту на III ступени (в мажоре эта терция малая, в миноре — большая). Этот интервал имеет особое значение, так как на его разрешение опирается вся мажоро-минорная система ладов.

Увеличенная кварта также строится:

* В мажоре
o на I ступени (с участием IV повышенной)
o на II пониженной ступени
o на VI гармонической ступени
o на VI натуральной ступени (с участием II повышенной)

Первые две кварты разрешаются в чистую квинту на I ступени, последние две — в большую сексту на V ступени

* В миноре
o на I ступени (с участием IV повышенной) — разрешается в чистую квинту на I ступени
o на II пониженной ступени — разрешается в чистую квинту на I ступени
o на IV пониженной ступени (с участием VII натуральной) — разрешается в большую сексту на III ступени
o на VI ступени — разрешается в малую сексту на V ступени

Ещё две увеличенных кварты — на VII мелодической ступени в мажоре и на III (с участием VI мелодической) в миноре — встречаются редко, не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения.

4. Дважды увеличенная кварта — интервал в четыре ступени (три с половиной тона). Энгармонически равна чистой квинте, обозначается дв. ув. 4

В ладу существует только одна пара дважды увеличенных кварт: на VI гармонической ступени (с участием II повышенной) в мажоре и на IV пониженной (с участием VII гармонической). В обоих случаях расходящимся движением голосов дважды увеличенная кварта разрешается в большую сексту: в мажоре на V ступени, в миноре — на III.


- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Пятница, 21.05.2010, 09:16 | Сообщение # 13
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
Квинта

Кви́нта (лат. quinta — пятая) — музыкальный интервал шириной в пять ступеней, обозначается цифрой 5.

Разновидности квинты

1. Чистая квинта — интервал в пять ступеней (три с половиной тона). Обозначается ч. 5, является устойчивым интервалом и совершенным консонансом.

Чистая квинта строится на I, II, II пониженной, III, IV, V и VI ступенях в мажоре, на I, II пониженной, II (с участием VI мелодической) III, IV, V, VI и VII натуральной — в миноре.
Увеличенные квинты в ладу

2. Увеличенная квинта — интервал в пять ступеней (четыре тона). Энгармонически равна малой сексте, обозначается ув. 5.

Увеличенная квинта строится:

* в мажоре на V (с участием II повышенной) и VI гармонической ступенях, в обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую сексту на V ступени. Следует отметить, однако, что в случае с увеличенной квинтой на V ступени весьма сильно тяготение нижнего звука в тонику, поэтому нередко встречается разрешение в большую терцию (либо дециму, в зависимости от того, вверх или вниз будет взята тоника) на I ступени.
* в гармоническом миноре на III и на IV пониженной ступенях, в обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в большую сексту на III ступени.

Существуют также ещё две пары увеличенных квинт — на II пониженной и VII мелодической в мажоре, на II пониженной (с участием VI мелодической) и VII натуральной (с участием IV повышенной) в миноре, однако они не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения, и поэтому употребляются редко.
уменьшённые квинты в ладу

3. Уменьшённая квинта — интервал в пять ступеней (три тона). Обозначается ум. 5, энгармонически равна увеличенной кварте, является одной из разновидностей тритона. Чаще всего встречается уменьшённая квинта, построенная на VII ступени мажора и гармонического минора (диатоническая). В обоих случаях она разрешается в терцию на I ступени (в мажоре эта терция большая, в миноре — малая). Этот интервал имеет особое значение, так как на его разрешение опирается вся мажоро-минорная система ладов.

Уменьшённая квинта также строится:

* В мажоре
на II ступени (с участием VI гармонической)
на II повышенной ступени
на IV повышенной ступени
на V ступени (с участием II пониженной)

Первые две квинты разрешаются в малую терцию на III ступени, последние две — в чистую кварту на V ступени

* В миноре
на II ступени — разрешается в большую терцию на III ступени
на IV повышенной ступени — разрешается в чистую кварту на V ступени
на V ступени (с участием II пониженной) — разрешается в чистую кварту на V ступени
на VII натуральной ступени (с участием IV пониженной) — разрешается в малую терцию на I ступени

Ещё две уменьшённых квинты — на III ступени (с участием VII мелодической) в мажоре и на VI мелодической в миноре — встречаются редко, не могут быть разрешены с соблюдением правил голосоведения и не имеют явного ладового тяготения.

Дважды уменьшённые квинты в ладу

4. Дважды уменьшённая квинта — интервал в пять ступеней (два с половиной тона). Энгармонически равна чистой кварте, обозначается дв. ум. 5

В ладу существует только одна пара дважды уменьшённых квинт: на II повышенной ступени (с участием VI гармонической) в мажоре и на VII гармонической (с участием IV пониженной) в миноре. В обоих случаях встречным движением голосов дважды уменьшённая квинта разрешается в малую терцию: в мажоре на III ступени, в миноре — на I.


- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Пятница, 21.05.2010, 10:10 | Сообщение # 14
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
Секста

Разновидности сексты

1. Большая секста — интервал в шесть ступеней и четыре с половиной тона, обозначается б. 6.

2. Малая секста — интервал в шесть ступеней и четыре тона, обозначается м. 6.

3. Увеличенная секста — интервал в шесть ступеней и пять тонов, обозначается ув. 6, энгармонически равна малой септиме.

Увеличенная секста строится:

* на II пониженной ступени в мажоре и гармоническом миноре, разрешается в чистую октаву на I ступени
* на IV (с участием II повышенной) в мажоре и IV пониженной в миноре, разрешается в чистую октаву на III ступени
* на VI гармоническом в мажоре и VI в миноре, разрешается в чистую октаву на V ступени

4. Уменьшённая секста — интервал в шесть ступеней и три с половиной тона, обозначается ум. 6, энгармонически равна чистой Квинте. Строится на IV повышенной ступени в мажоре и миноре (в обоих случаях с участием II пониженной) и разрешается в чистую кварту на V ступени.

Акустика сексты

Соотношение частот в натуральном строе для большой и малой секст составляет 3:5 и 5:8 соответственно.


- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
ZooBeeNДата: Пятница, 21.05.2010, 10:11 | Сообщение # 15
Главный линуксоид (на этом сайте) :)
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Репутация: 502
Статус: Offline
Септима

Се́птима (лат. septima — седьмая) — музыкальный интервал шириной в семь ступеней, обозначается цифрой 7.

Разновидности септимы

1. Большая септима — интервал в семь ступеней и пять с половиной тонов, обозначается б. 7

2. Малая септима — интервал в семь ступеней и пять тонов, обозначается м. 7

3. Увеличенная септима — интервал в семь ступеней и шесть тонов. Обозначается ув. 7, энгармонически равна чистой октаве, в музыке не используется.

4. Уменьшённая септима — интервал в семь ступеней и четыре с половиной тона, обозначается ум. 7. Энгармонически равна большой сексте.

Уменьшённая септима на VII ступени гармонического мажора и минора является характерным интервалом и разрешается в чистую квинту на I ступени (тоническую). Также может быть построена:

* в мажоре на II повышенной и на III (с участием II пониженной) ступенях. В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую сексту на III ступени.
* в миноре на IV повышенной и на V (с участием IV пониженной) ступенях. В обоих случаях движением одного из голосов на полтона разрешается в малую сексту на V ступени.

Акустика септимы

В натуральном строе соотношение частот крайних звуков большой и малой септим составляют соответственно 8:15 и 5:9.


- научись зарабатывать большие деньги! )))
 
Форум ubuntu linux » "Я композитор!" - музкальный раздел » Основы написания и аранжировки » Музыкальная теория (Создал отдельную темку по теории музыки здесь и про гармонию)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: